План профориентационной работы на 2023-2024 уч.год
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
С 1 сентября 2023 года во всех школах России будет внедрена единая модель профориентации – профориентационный минимум. Каждая школа выберет один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый.
С сентября 2023 года в 6–11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия – мои горизонты».
Министерство Просвещения Российской Федерации разработало и утвердило Примерную рабочую программу курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование): примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование) –https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-kursa-vneurochnoi-deiatelnosti-bilet-v-budushchee-osnovnoe-obshchee-i-srednee-obshchee-obrazovanie?ysclid=llaus2oyep844808326
Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработать гибкую систему сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— развитие представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Работа с учащимися
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы и др.;
— Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.